Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми

Как научить ребенка быть осторожным с незнакомыми людьми? Правила поведения с незнакомцами. Как прервать разговор с чужим человеком?

В деле защиты ребенка, пожалуй, ни один вопрос не привлекает столь пристального внимания, как обучение детей общению с чужими людьми. «Никогда не разговаривай на улице с незнакомцем!» – строго произносят родители. Однако рассуждать об этом намного легче, чем научить детей правильно и последовательно вести себя в реальной жизни. Как защитить ребенка от опасных и назойливых незнакомцев и одновременно не привить ему страх к чужим людям?

Как научить ребенка разговаривать с незнакомцами

Правила общения с незнакомцем

Давайте узнаем, что предлагают специалисты, чтобы научить детей общаться (или не общаться) с потенциально опасными чужими людьми.

  • Вводим понятие «незнакомец»

Обычно, ребенок готов к этому уже в возрасте четырех лет. Объясните, что незнакомцы – это те люди (все равно, пожилые, молодые мужчины или женщины), которые незнакомы самому малышу и его родителям. Это можно показать на обычном примере – например, мужчина в супермаркете или женщина в парке. Чтобы не напугать ребенка, подчеркните, что это не делает их ни плохими, ни хорошими. Также объясняем, кто такие «знакомые» люди – те, про которых родители могут сказать: «Милый, этим людям мы абсолютно доверяем. Не бойся обращаться к ним с просьбой о помощи!» Также сам ребенок также должен отметить: «Да, мама, я доверяю этой тете и не боюсь ее».

  • Отмечаем «хороших» незнакомцев

Помните, что некоторые незнакомцы – сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах – это те самые чужие люди, к которым дети могут подойти в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине, и т. д.

Важно, чтобы ребенок уяснил: тот незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым.

  • Устанавливаем границы и дистанции

Дети должны знать, что могут беседовать на улице с чужими людьми, но только на определенном расстоянии. Предлагаем следующее: отмерьте расстояние в 2 метра на полу дома и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Это та минимальная дистанция, на которой дети могут без страха общаться с неизвестными людьми.

  • Научите говорить «нет»

Преступники нередко являются неплохими психологами и легко выделяют среди детей того, кто не умеет противостоять просьбам или приказам взрослых и легко попадают под чужое воздействие. Объясните вашему чаду, что следует доверять своим инстинктам. Если его просят пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти.

4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем

Итак, вы объяснили ребенку основные правила и понятия. А для того чтобы незнакомцы не смогли обмануть ваше чадо или «заговорить» его, отрепетируйте порядок беседы и действий.

Шаг 1. Оценивание ситуации. Ребенок должен удостовериться, что перед ним находится именно незнакомый человек. И совершенно неважно, кто именно – мужчины приятной внешности, бабушка, молодая девушка или подросток. Они все – незнакомые люди, поэтому и вести себя с ними следует одинаково.

Шаг 2. Соблюдение дистанции. Допустим, незнакомый человек обратился к вашему отпрыску с какой-то просьбой или вопросом. В этом случае он должен удостовериться, что находится на достаточном расстоянии (2 метра от незнакомца) и имеет возможность следить за его дальнейшими действиями.

Шаг 3. Прерывание разговора. Возможно, вы видели один из выпусков популярной передачи, в которой провели простой и одновременно страшный эксперимент: оказывается, чужой человек может за несколько секунд увести с площадки или даже от подъезда любого ребенка. Поэтому малыш должен сразу пресекать разговор: «Нет, обратитесь к взрослому. Он вам покажет дорогу» или «Нет, я не смогу помочь вам найти собаку».

Шаг 4. Безопасное место. Если с ребенком пытается заговорить незнакомый мужчина, значит, нужно уйти домой, зайти в школу (оттуда позвонить маме или папе), подойти к гуляющим во дворе соседям, в общем, быть на виду у других людей.

Читаем также: Незнакомый человек пристает к ребенку – что делать детям?

Проигрываем ситуацию

Проигрывайте различные варианты ситуаций («что бы ты сделал, если…»), чтобы научить любимое чадо правильному поведению в присутствии незнакомцев. Например:

Здравствуй, милая девочка!

– Добрый день (оценка ситуации – неизвестный мужчина; соблюдение дистанции – ребенок отходит подальше, на расстояние в 2 метра).

– Девочка, мой маленький щенок потерялся в соседнем парке. Помоги, пожалуйста, найти его.

– Нет, мне нужно идти домой, мне только что позвонила моя мама (девочка тут же должна перебираться поближе к взрослым, не слушая, что продолжает говорить мужчина. Оказавшись в безопасности, она обязательно рассказывает родителям о случившемся).

Обязательно отработайте на практике эти четыре шага: оценивание ситуации, соблюдение дистанции, окончание беседы и уход. Объясните, что нельзя покидать двор или школу с незнакомыми людьми: кататься на машине, помогать милому щенку, ходить в кафе или магазин игрушек. Не запугивайте ребенка, но расскажите, что порой и взрослому сложно отличить злого человека от доброго, поэтому лучше всего не поддерживать разговор с незнакомцами. На всякий случай!

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

В твердой, но понятной форме ребенку нужно внушить, что разговаривать с незнакомыми людьми нельзя!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен - присоединяйтесь!

Поделиться с друзьями
Я Ваша Кроха
Добавить комментарий

  1. Юлия

    Моему ребенку еще два года, а вопрос безопасности стоит очень остро уже. Моя девочка коммуникабельная и не боится чужих взрослых, это видно когда есть конфликт и я просто отхожу от неё в сторону, давая время успокоиться, проходящие мимо люди говорят одну фразу, после чего дочь спокойно дает руку. Сейчас я 24 часа в сутки с ней рядом, а что дальше? Поняла что с 4-х лет нужно начинать разъяснять кто есть кто.

  2. Ирина

    В статье всё описано правильно, только очень много зависит и от самого ребёнка, насколько он контактен или наоборот замкнут в себе. У меня дочка контактная, особенно если я рядом. Но если меня нет, то в жизни ни с кем не пойдет. Может этому поспособствовала то, я её никому не перепоручала. Всё делала сама, если нужно забрать или куда-то отвезти, то только с папой или мамой, ну максимум с бабушкой. Я считаю, это тоже важно, она привыкла, что забирают её только близкие люди, а ни какие-то подруги или друзья. Конечно, важно и учить правильно вести себя с незнакомцам. Но в тоже не запугать ребёнка, что бы мог не стеснятся просить помощи у тех же мамочек с детьми, пожилых людей, мало ли какая ситуация.