Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.
Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.
Методики раннего физического развития
С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.
Читаем по теме:
- Что умеет и должен уметь ребенок в первый год своей жизни – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/rebenok-v-vozraste-1-god-chto-umeet-kroha.html
- Развитие ребенка с рождения и до года – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html
Методика Никитиных
Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, сделав ее максимально безопасной для ребенка.
Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:
- свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
- спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
- неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.
Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)
Развивающая динамическая гимнастика
Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его врожденные рефлексы. Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок научится ходить, эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного
Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?
Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!
Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!
Плавание с грудничком
Согласно данной методике, важно не просто купать новорожденных, но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве. Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне. Много качественных видео инструкций
Системы общего раннего развития
К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.
Педагогика Монтессори
Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.
Вальдорфская педагогика
В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.
Возможно заинтересует:
Методика Глена Домана
Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.
Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.
Читать подробно о методике Глене Домана
Методика Сесиль Лупан
Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
Кубики Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.
Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Мы в Дзен - присоединяйтесь!
Мне кажется очень важно до конца понимать всю суть методик раннего развития, а то некоторые родители берут с каждой методики только то, что им нравится. Прочитав методику Никитиных, родители считают что не стоит ничего запрещать ребенку, а поэтому разрешают все, и не важно, что ребенок не знает слово “нельзя”, “опасно”, извини, а как следствие, не уважает других людей. А так я конечно “за” раннее развитие, только нужно ответственно к этому относиться и не останавливаться на полпути
Я не думала о развитии с зачатия, случайно узнала о методике Тюленева, когда дочке было чуть больше года. Начали заниматься в 1,5 года. Сейчас ей 3,5 и я вижу результат, который меня радует. Дочка хорошо читает по слогам, печатает сама на компьютере письма папе и открытки родным. Знает много картин и художников, стихотворения Пушкина, Лермонтова, Есенина, Фета, Плещеева наизусть. Понимает бытовой английский, немного говорит на нём. Любит петь и танцевать.знает счёт до ста, учится складывать и вычитать. И многое другое… И это совсем не обучение-больше игра, без давления на ребёнка. Особенно приятно, что она сама просит читать, печатать и т.д. Я не жалею о том, что мы занимаемся по методике Тюленева, жалею, что не знала об этом раньше и что до сих пор о ней мало информации можно найти, а вот негативных отзывов-много к сожалению, видимо кто-то завидует, очернить всегда проще и легче, чем что-то создать самому))) Ещё мы играем в игрушки Никитина (велиайшие изобретения!) которые очень хорошо развивают логику, мышление, пространственное восприятие. Каждый день отмечаем календать, понимаем время, занимаемся по часам Никитина. Вообще методика Никитина – потрясающая, одна только система закаливания и физ. развития чего стоит! Но как он сам признавалася, что больше воспитывал технарей. В методике же Тюленева-всестороннее развитие, что очень меня прельстило… и действительно, останавливаться на достигнутом не хочется, да ребёнок и не даёт))