Учим малыша самостоятельно одеваться и раздеваться

Выраженное стремление малышей делать что-то самостоятельно обычно проявляется, когда они достигают двухлетнего возраста. Это самое подходящее время для того, чтобы дети начинали учиться одеваться самостоятельно без помощи мамы. Постарайтесь воспользоваться особенностями этого периода, тогда вам не придется впоследствии страдать от того, что ваш ребенок «не приспособлен» к жизни.

учим ребенка одеваться

Самостоятельно одеваться необходимо освоить особенно тем детям, которые готовятся идти в детский сад. В группе будет много детей, и воспитатель не сможет уделять много времени вашему малышу. Да и ему самому будет гораздо комфортнее и удобнее, если он сумеет обходиться без чьего-либо участия, когда нужно будет переодеваться/раздеться/одеться на прогулку.

Развиваем стремление к независимости

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если ваш малыш сейчас именно в таком возрасте (от двух до трех лет), обратите внимание на несколько рекомендаций.

Не все сразу у малышей получается так, как хотелось бы их родителям. Бывают моменты, когда маме с папой очень сложно сдержать свой гнев или раздражение, наблюдая, как их ребенок надевает тапочки наоборот или неправильно застегивает пуговицы. Это очень серьезное испытание для нервов взрослых людей, которым детские «оплошности» кажутся настоящей провокацией. «Ну, как ты не понимаешь, что этот тапочек на левую ногу? Левую, слышишь? А ты куда надел?» или «Посмотри, что ты делаешь? Дай лучше я сама!» – не сдерживается мама.

Такое поведение непозволительно для родителей. Помните, ребенок не так давно не умел даже ходить, для него каждое его действие является преодолением препятствий: пальцы совершенно не желают «слушаться» и становиться проворными, а уж отличить правый тапочек от левого вообще не представляется возможным. Взрослые не могут поставить себя на место маленьких человечков, которые только начинают жить, потому что не помнят себя в этом возрасте. Отбить охоту у малышей проявить себя очень легко, а вот помочь им в этом можно лишь, имея большой запас терпения, выдержки и любви.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается натянуть на себя майку или снять с себя колготки, обязательно «заметьте» это: «Какой ты молодец! У тебя так хорошо получается!» или «Я смотрю, ты уже совсем вырос (выросла)!». Вы увидите, какая радость вспыхнет в глазах маленького крохи от ваших слов, и он будет стараться повторять свои попытки одеваться все чаще. Вы можете подправить, в случае необходимости, ту самую майку или «подержать» колготки, чтобы они не застревали на некоторых участках ноги, но делать это нужно незаметно, подчеркивая действия самого ребенка.

sovet-kuryaschim-mamamПамятка родителям:

  1. Никогда не высмеивайте малыша.
  2. Не критикуйте его действия.
  3. Не торопите его.
  4. Не акцентируйте внимание на неудачах.
  5. Чаще хвалите (даже если его поступок кажется вам незначительным).
  6. Помогайте ему.

Когда и с чего лучше начинать

Наверняка, вы обратили внимание, что ваш малыш, возвращаясь с очередной прогулки, уже пытается снять с себя шапку и стянуть ботинки, причем, делает это с большей ловкостью, чем одевается. Это поведение связано с тем, что детям всегда больше нравится раздеваться, освобождая свое тело от большого количества вещей. Отсюда и возникает желание раздеваться самостоятельно, благодаря которому формируется первый навык обращения со своей одеждой.

uchim_odevatsa_2

После того, как ребенок научился снимать с себя некоторые вещи, он теперь будет пытаться надевать их. Взять, к примеру, ситуацию, когда малыш ходит на горшок. Снять с себя штанишки для него уже не проблема, а привычное занятие. Но вот надеть их обратно не всегда бывает просто. Не торопитесь сделать это вместо него, малыш должен попробовать сам свои силы. Если вы постоите в стороне и понаблюдаете за ним, вы увидите, что ваш ребенок уже натягивает штанишки обратно, и получается у него это совсем не так плохо, как вы думали. Не забудьте похвалить его, это подтолкнет вашего кроху на новые «подвиги».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как научить ребенка вытирать попу

В скором времени вы увидите, как малыш надевает на себя шапку или пытается влезть в куртку. Пусть это будет немного неумело, здесь значение имеет только его стремление. Обязательно подчерните его самостоятельность хвалебными словами, продемонстрируйте свое приятное удивление.

Научить застегивать и расстегивать липучки можно уже в возрасте полутора лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к обуви и одежде. Его пальчики уже окрепли для того, чтобы справиться с липучкой. В этот же период можно научить развязывать завязочки на шапке.

Ближе к двум годам можно переходить к кнопкам на куртке, рубашке, кофточке. Раньше полутора лет учить кроху расстегивать и застегивать кнопки нежелательно, так как лучезапястный сустав (сустав между костями запястья и предплечья) и координация движений рук недостаточно развиты для такого рода манипуляций. К тому же застегивание кнопок годовалому малышу может быть не под силу.

После двух лет уже можно знакомиться с молнией. Двигать вверх-вниз бегунок может ребенок, которому двух лет еще не исполнилось. Труднее научить малыша самостоятельно вставлять замок в проем. Эта работа более тонкая и требует достаточной координации движений пальцев и понимания конечного результата.

В возрасте 2-2,5 лет можно учить кроху застегивать пуговицы. Развитый большой палец, уверенный захват в этом возрасте будут способствовать закреплению навыка. Для малыша важно не простое копирование: просунул пуговицу в петельку — она застегнулась, вытащил — расстегнулась, — необходимо осознание своих действий.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?

  • ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки);
  • сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде);
  • сложность определения где передняя,  а где задняя часть одежды (если это  трусики, брюки, то  ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать);
  • малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую;
  • ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед;
  • неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка);
  • трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.

Как мы видим, привычное нам всем одевание – процесс не такой уж простой для ребенка. Он развивает и мышление, и речь, и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию. И малышу в овладении этим процессом требуется помощь и поддержка взрослых.

Учим одеваться

Порой происходят довольно забавные моменты, когда малыш пытается одеваться сам. Он может выйти к вам в куртке, надетой задом наперед или с двумя ногами в одной штанине. Сложно сдержать смех, видя все это. Но постарайтесь скрыть такую вашу реакцию, малыш может обидеться или того хуже, станет специально одеваться неправильно, чтобы насмешить вас. Тогда вам придется долго исправлять свою ошибку.

Поэтому нужно постоянно описывать малышу всю последовательность ваших действий, когда вы одеваете его. «Берем кофточку, смотрим, где у нас нарисована собачка. Собачка должна быть спереди. Просовываем голову в горловину и смотрим, на месте ли наша собачка. Все в порядке, она на месте. Теперь суем одну ручку в этот рукав, а вторую – в этот. У нас все получилось. Мы с тобой молодцы!» или «Шортики нужно надевать так, чтобы замочек был под собачкой. Одну ножку просовываем сюда, а вторую? Правильно, туда! Ты просто умница». После таких комментариев малыш запомнит, чем нужно руководствоваться и в какой последовательности следует надевать вещи.

Объясните ребенку, по каким признакам ему следует ориентироваться при одевании. Рисунок, молния, кармашки и пуговички станут для него своеобразным компасом, который покажет верное направление. Для этих целей покупайте одежду с явно выраженной лицевой стороной и видимыми швами, с красочным крупным рисунком на передней части одежды.

Далее начните «осваивать» более сложные предметы гардероба – колготки, гольфы и носки. Старайтесь покупать свободные вещи из мягких тянущихся тканей. Возьмите пару носков и колготок чуть большего размера. Малышам легче надевать широкие и просторные вещи, нежели натягивать на свои ноги тугие и неудобные колготки. Если малыш не может справиться с этим самостоятельно, помогите ему, покажите, как правильно это делать.

Зачастую учиться одеваться самостоятельно ребенку мешает сама конструкция одежды. Всевозможные новомодные «прибамбасы», такие как обманки, многочисленные молнии, пришитые не к месту пуговицы и шнурки, лишь усложняют жизнь малыша. Именно по этой причине в первое время предпочтительнее покупать одежду с крупными пуговицами, застежками, а также вещи на липучках или резинках. Предметы гардероба, «оснащенные» подобными штучками, очень удобны в использовании.

Упрямый возраст

К трем годам ребенок вступает в период негативизма и упрямства, поэтому учить его одеваться и обуваться лучше раньше, чем позже. Если вы хотите научить его застегивать пуговицы, не стоит откладывать до трех-четырех лет. Малыш привыкнет к тому, что его одевают, а желание все сделать наоборот не способствует формированию навыка. В “упрямом” возрасте кроха не получает удовольствия от одобрения, становится своевольным, поэтому научить его одеваться самостоятельно довольно сложно.

wlEmoticon-lightbulbКак надевать ботинки? Липучки и завязки

Для начала обучения как нельзя лучше подойдет обувь на липучках. Дайте малышу в руки обувь, покажите, как она застегивается и расстегивается; звук липучки ему понравится. Пусть он повторит ваши действия: это под силу даже полуторагодовалому крохе. Хвалите ребенка, если у него получилось застегнуть обувь, радуйтесь его достижениям.

Следите, чтобы он теперь обувался (застегивал липучки) самостоятельно, без посторонней помощи. Если липучки есть и на одежде малыша, он сам может догадаться, для чего они нужны.

Далее развязываем шапку: одной рукой беремся за завязочку, тянем вниз — и шапку можно снять. Следите, чтобы малыш дергал за кончик, а не за бантик, иначе узел затянется, и малыш не сможет сам снять шапку.

wlEmoticon-lightbulbКнопки

Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка.

Объясняйте малышу, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.

wlEmoticon-lightbulbМолния

Молния на карманах застегивается и расстегивается, если потянуть замок вверх или вниз, вправо или влево. Без длительных объяснений (в 1,5 года достаточно несколько ясных, коротких фраз) покажите малышу, как обращаться с застежкой на молнии. Собираясь на прогулку, позволяйте малышу самому сделать это.

Для начала обучения используйте молнии с крупной застежкой и замком. Пусть ребенок сам заметит, что на замке есть отверстие. Сначала мы опускаем бегунок вниз, вставляем в отверстие основание второй стороны молнии и только после этого тянем замок вверх. Поначалу вставляйте бегунок в отверстие сами, предлагая ребенку застегнуть-расстегнуть молнию, затем дайте попробовать малышу.

wlEmoticon-lightbulbКак застегивать пуговицы?

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

В формировании навыка используйте острое желание подражать. Продемонстрируйте малышу, как вы застегиваете блузку или кофту (желательно с большими круглыми пуговицами). Медленно покажите, каким способом вы застегнули пуговицу. Пусть малыш одной рукой возьмет пуговицу и протолкнет ее в петельку (начинать надо с нижних пуговиц, так как это удобней). Для ребенка бывает сложно поймать пуговицу в петле, так как маленькие ручки еще недостаточно ловки. Однако постоянная тренировка будет способствовать формированию навыка, и у малыша обязательно все получится. Предлагайте ребенку самому застегивать свою кофточку или просите помочь застегнуть пуговицы на вашей одежде. Не забывайте при этом говорить, что у вас растет настоящий помощник (помощница); детям это нравится, они начинают гордиться собой и своими достижениями.

Когда малыш понял, как застегиваются пуговицы, он может сам проявить любознательность и попробовать просунуть пуговицу обратно. Если же этого не случилось, покажите крохе, как их расстегнуть, и со временем он в совершенстве освоит этот процесс. Не забывайте помогать ребенку управляться с верхними пуговицами, так как застегивать то, чего не видишь, на ощупь довольно тяжело в таком возрасте.

wlEmoticon-lightbulbКак надевать штанишки?

Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того как ступни появились из под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

wlEmoticon-lightbulbКак надеть футболку?

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много много раз, имейте терпение.

wlEmoticon-lightbulbЗавязываем шнурки

Показывайте малышу, как завязывать шнурки. Для начала потренируйтесь вязать простые узелки: пусть кроха возьмет в руки оба конца шнурка, положит их друг на друга крест-накрест и один конец проденет под другой (“в дырочку”), затем потянет концы шнурка в разные стороны. Узелок получился!

Когда малыш научится уверенно вязать узелки, можно осваивать бантик. Чтобы крохе было проще, в начале обучения сами складываем концы шнурков пополам (в бантик), отдавая их в руки ребенку. Крохе остается только завязать еще один узелок. Ближе к 4,5 годам уже можно просить ребенка своими руками складывать концы шнурка в бантик и самостоятельно завязывать шнурки.

Тренироваться нужно постоянно, так как любым навыком малыш может овладеть только в частых упражнениях. Используйте заинтересованность ребенка в новых предметах, в играх и игрушках: завязывайте бантики куклам и друг другу, делайте узлы на мамином пояске или на красивой атласной ленте, используйте различные игры-шнуровки, играйте в пиратов и вяжите “морские узлы” на веревке. Все это поможет сформировать навык, и вы сами не заметите, как ваш ребенок сам начнет зашнуровывать ботинки.

Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли ребенок надеть обновку сам.

Нельзя подавлять инициативу ребенкаЕсли он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Выбираем одежду

  • Мама при покупке одежды должна обратить внимание на особенности таких деталей, как липучки, шнурки, кнопки, пуговицы и молнии. Порой успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько удобно использовать эти детали;
  • Липучки на обуви и одежде должны быть широкими, с хорошим крепежом. Если специальная лента будет липнуть плохо, то малыш начнет нервничать, думая, что у него ничего не получается, а затем потеряет интерес к столь важному делу;
  • Кнопки должны легко защелкиваться и легко расстегиваться. Новые кнопки часто бывают тугими, поэтому сначала надо их разработать;
  • Пуговицы обязательно должны быть круглыми. Пуговицы с заостренными и неровными концами, напоминающие цветы или фигурки различных животных, очень красивы, но застегнуть их тяжело порой даже взрослому. Пуговица должна свободно проходить в петлю. Размер ее должен быть таким, чтобы малыш легко мог взять ее двумя пальцами. Ухватить слишком мелкие пуговицы ребенку будет сложно;
  • Молния тоже должна легко застегиваться и расстегиваться, не заедая. Проследите, чтобы замок был крупным: мелкий и тонкий обычно не поддается пальчикам малыша, затрудняет формирование навыка;
  • Шнурки выбирайте с крепкими кончиками, пластмассовыми или металлическими. Пусть концы шнурков будут не слишком длинными и не слишком короткими: ровно такими, чтобы ребенок без дополнительных усилий мог завязать узел и бант.

Советы родителям

  • Поделите все вещи на две группы: одну надевает сам малыш, вторую одевает на ребенка мама. Например, мама надевает колготки и водолазку, а малыш – брючки, жилетку и шапку. Приучайте малыша к последовательности, подавайте ему вещи по очереди. Сначала мама надевает на него колготки, затем водолазку. После этого она дает в руки ребенка брючки. Когда брючки одеты – жилетку, потом – шапку. Вы можете также разложить эти вещи на кровати в нужной последовательности, чтобы малыш знал, что за чем следует надевать. Можно сделать также «шпаргалку» и повесить ее на видном месте в комнате. Нарисуйте на листе бумаги ребенка (девочку или мальчика, в зависимости от того, кто у вас). Потом от изображения ребенка проведите стрелочку к изображению той вещи, которую нужно надевать в первую очередь. Затем от этой вещи к следующей и так далее. Такая схема позволит ребенку лучше запомнить порядок одевания;
подсказка что за чем одевать
Или вот еще пример плаката
  • Готовьте одежду заранее. Если вы утром собираетесь пойти на прогулку, вещи лучше приготовить с вечера, особенно в зимнее время года. Разложите их в определенном порядке на стульчике или на кровати;
  • Покупайте вещи с яркими принтами, аппликациями или вышивкой на передней части одежды. Это позволит малышу быстрее определить лицевую и переднюю сторону одежды;
  • Не берите одежду из плотного материала (если только это не верхняя одежда), отдайте свое предпочтение натуральным мягким тканям. Удобная горловина, свободные рукава, штанишки на резинках или липучках – вот на что нужно обращать внимание при выборе одежды ребенку;
  • Превратите процесс одевания в приятное занятие, сопряженное хорошим настроением и веселой игрой. Как только малыш почувствует, что это занятие становится чем-то обыденным, у него тут же пропадет интерес. Поэтому в момент, когда малыш одевается, можно напевать любимую песенку или проговаривать считалочку;
  • Дайте свободу выбора вещей. Если малыш категорически отказывается надевать ту или иную вещь, не нужно настаивать. «Не хочешь идти в зеленой майке? Давай тогда выберем другую!» или «Тебе не хочется надевать эту кофточку, потому что она не подходит твоему сегодняшнему настроению? Быть может, тогда подойдет вот эта, с красивым корабликом?». Детям важно знать, что вам важно их мнение, и вы с ним считаетесь. Скорее всего, проблема решится очень быстро;
  • При выборе гардероба учитывайте вкус вашего крохи. Предложите ему самому выбрать себе наряд. Если его выбор покажется вам не совсем удачным, все равно похвалите его. Только добавьте, что некоторые вещи не очень сочетаются между собой или не соответствуют погоде на улице. Можно сказать: «Какой у тебя отличный вкус! Ты настоящий модник. Но если мы эти штанишки поменяем на другие, коричневого цвета, твой наряд будет просто великолепным!» или «Прекрасный выбор! И как тебе удалось подобрать такой комплект? Только в этой кофточке тебе сегодня будет холодно, ты же видел, какой на улице мороз». Главное, объяснить ребенку причину – слишком холодно, жарко, не по погоде или цвета плохо сочетаются;
  • Не заставляйте одеваться самостоятельно. Если ребенок по какой-либо причине не желает надевать вещи сам, не злитесь. Возможно, он себя плохо чувствует или же просто проснулся в дурном настроении. Приободрите его, скажите, что ничего страшного в этом нет. Попросите его только помочь вам – вы ведь уже «отвыкли» делать это: «Я совсем забыла, как правильно надевать носки, может, ты мне подскажешь?» или «Кофточка обижается, что ты не хочешь ее надевать. Она думает, что она тебе не нравится». Поверьте, малыши очень быстро реагируют на такие высказывания;
  • Выделите больше времени малышу на одевание. Многие родители, когда спешат куда-либо, раздражаются от медлительности ребенка и начинают подгонять его. А порой и вовсе вырывают одежду из рук малыша и нервными движениями принимаются одевать малыша сами. Во-первых, такое поведение только создаст напряжение в семье, а во-вторых, у маленького крохи появится чувство беспомощности. Поэтому отведите на самостоятельное одевание малыша в три раза больше времени, чем оно уходит у вас.

Что делать, если малыш не хочет одеваться сам

Если же малыш не проявляет явного желания одеваться самостоятельно, попробуйте начать с простых манипуляций с его вещами. Надевайте на него одежду не до конца, например, колготки до колен или только один ботинок. Предложите малышу закончить ваше действие, спросите: «Ты знаешь, что нужно дальше сделать?» или «Что-то здесь не так.… Кажется, я сегодня не с той ноги встала и все путаю. Поможешь мне?».

Вы можете также наделить вещи волшебными свойствами, придумать, что они чувствуют, когда их надевают. Скажите, что все майки из гардероба вашего крохи прилетели из страны маек специально для того, чтобы он их одевал: «Они так спорили между собой, кто прилетит к тебе первым, что чуть не поругались». Попробуйте разговаривать с ребенком писклявым детским голосом майки или кофточки, озвучивайте их желания: «Выбери меня! Я так хочу прогуляться сегодня с тобой!» или «Ты не захотел вчера взять меня с собой в гости. Надеюсь, сегодня хоть наденешь меня?». Каким бы глупым не казалось вам такое представление, поверьте, у малыша оно вызовет восторг, даже если он понимает, что вы разговариваете вместо вещей. Позже ребенок сам начнет озвучивать мысли своих вещей. Это разовьет его воображение и придаст больше очарования и сказочности окружающему его миру.

Если ребенок все равно продолжает упрямиться, тогда вам стоит поиграть с ним в одну очень интересную игру. Когда надеваете на него брючки или кофточку с рукавами, скажите, что штанины или рукава – это большие узкие тоннели, а ноги или руки – это паровозики, которым предстоит пройти этот нелегкий путь. Малышу будет интересно представить, как «паровозики заезжают в тоннель». А можно охарактеризовать вещи малыша, как у сказочных персонажей. Например, пусть его кофточка будет совсем не кофточкой, а курточкой Буратино, а шапочка – колпачком, ботиночки – чудесными башмачками. Вариантов для воплощения много, но лучше выбрать тот персонаж, который нравится вашему малышу. Быть может, это будет Кот в сапогах?

Придумываем, играем, веселимся

Бесспорно, что процесс обучения происходит не всегда просто. Обычно родителям требуется много терпения и времени. Но все трудности будет легко обойти, если вам на выручку придет немного фантазии и игра.

  • Когда вашему ребенку исполнится один год, вы можете взять большую легкую коробку, удобную в использовании, и положить туда несколько вещей ребенка. Первое время ваш кроха станет вытаскивать их оттуда, а позже – уже примерять;
  • Развивайте мелкую моторику рук. Сделать это можно, нашив на один лоскут ткани липучки, молнии, замочки, крючки, кнопочки и яркие пуговицы. На второй лоскут пришейте петельки от пуговиц, нижнюю часть липучки или застежки. Немного потренировавшись, малыш сумеет применить свои навыки на практике;
  • Придумывайте сюжет, когда собираетесь пойти на детскую площадку. Просто пойти – это скучно. А вот если представить, что это не детская площадка, а космический корабль, сборы пойдут гораздо быстрее. «Космонавту» надо вовремя одеться, иначе корабль не станет ждать и улетит без него. Если «космонавт» успел прибыть на место взлета раньше положенного срока, его должен ждать небольшой приз. Можно ориентироваться по таймеру или по обычному будильнику, заранее установленному на нужное время;
  • Устройте соревнование, кто быстрее одевается – мама или малыш? Мама, конечно, должна делать вид, что она очень торопится и обязательно хочет выиграть, но все время мешкать и придумывать, как ей «мешает» этот носок или рукава кофты все время путаются между собой. Помните, выиграть должен именно малыш, а не мама. Позже задание можно усложнить, обговорив заранее, что нужно не только полностью одеться, но при этом иметь и аккуратный внешний вид.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что должен уметь ребенок перед детским садом — 4 полезных навыка

Когда следует ожидать позитивных результатов?

Умения и навыки самообслуживания формируются постепенно. Не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей. Помните, что ваш малыш развивается индивидуально, поэтому нельзя принимать за догму утверждение, что ребенок должен в полтора года застегивать липучки, в два — пуговицы, а в три — завязывать шнурки. Если вы искренне заинтересованы в успехах малыша, вовремя помогаете, показываете ему новые, более сложные действия, то ребенок будет с удовольствием одеваться и обуваться самостоятельно.

Как правило, дети способны одеваться полностью самостоятельно не раньше пяти лет. К этому возрасту они уже могут справиться с самыми большими трудностями – молнией и шнурками. Чтобы ускорить процесс, необходимо уделять постоянное внимание развитию мелкой моторики ребенка и, конечно же, каждый день тренироваться. Дети очень быстро учатся и всегда стремятся показать, что они уже взрослые. Поэтому при правильном подходе родителей обучение самостоятельному одеванию не вызывает каких-либо проблем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

Мамины хитрости: учим ребенка одеваться самостоятельно

7 способов одеть ребенка без капризов

Как ребёнок может научиться быстро одевать курточку 🙂

Мама маме: как весело и быстро одеться на прогулку

Основные тезисы

  1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  2. Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
  3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  4. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.
  5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки. В книге Билла Адлера “Перехитрим малыша” я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки. Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.
  6. Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
  7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.
  8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков – неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.
  9. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.
  11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
  12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
  13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша – ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

Источники: http://www.resobr.ru/, http://mam2mam.ru/, http://friends-forum.com/forum/showthread.php?t=101137

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен - присоединяйтесь!

Поделиться с друзьями
Я Ваша Кроха
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Раздеваться самому – это и правда первое выражение свободы. Но у нас оно доведено до абсурда: сыночек никого не подпускает к себе, пока все не сделает все сам. С одеванием возникают сложности: поправить что-то абсолютно невозможно – так и по улице ходить можем. Такой вот Че Гевара растет.

  2. Светлана

    У нас острая проблема одевания появилась в садике. Когда все детки уже освоили этот процесс, а мой сыночек еще нет. Тогда я пошла на хитрость и мы начали учить игрушки одеваться. Он любит очень котиков. Вот с котиков мы и начали, он учил их одевать и учился сам. И через совсем непродолжительное время стал легче одеваться сам.

  3. Марина

    Дочка в два года уже вовсю проявляет желание одеваться сама. Начинает с трусиков, потом колготки. Кофты и майки пока только снимает. Постоянно нахваливаю ее, хоть часто может одеть наизнанку или задом-наперед. Но, считаю, главное – не отбить интерес у ребенка к самостоятельности. Пусть оденет неправильно, но сама.