“Нежелательные” друзья – дети, не похожие на вашего ребенка, поведение которых не вписывается в моральные рамки общества. Как донести до чада информацию с кем ему стоит дружить, а с кем нет. И как не задеть его чувств?
В младшем, двух-трех летнем возрасте у детей нет четкого понимания дружбы, осознание приходит уже в школьные годы. Малыши общаются с теми, кто случайно оказывается рядом. Круг общения постоянно меняется и зависит от того, в какой песочнице сегодня ребенок играет.
Когда родителей по каким-то причинам не устраивает окружение малыша, достаточно сменить место прогулок. Сам ребенок и не вспомнит, с кем вчера играл. Сложнее ситуация обстоит в детском саду, где уже сформированы группы, и ребенок проводит с другими детьми много времени. Но и здесь дружбы в привычном понимании еще нет. Детки быстро отвыкают друг от друга. В школе появляются первые настоящие друзья, и повлиять на выбор ребенка достаточно сложно.
Как дети выбирают друзей в школе
Недаром говорят “детей не обманешь”. Они искренни в проявлениях эмоций и чувствуют фальшь по отношению к себе. Отсюда можно выделить принципы выбора ребенком друзей.
- Дети дружат с теми, с кем им нравится общаться. Мальчики и девочки сходятся на фоне общих интересов и занятий. Маша и Катя вместе ходят на танцы, а Дима и Вася играют в одну компьютерную игру. Им есть о чем поговорить, и чему научиться друг у друга.
- Школьники не смотрят на религию и материальное положение товарища. Наоборот, различия вызывают дополнительный интерес. У ребенка из богатой семьи, иногда может возникнуть желание узнать как живут обычные люди, а христианин начинает интересоваться историей ислама. Страшного в этом ничего нет.
- В дружбе зачастую отсутствует выгода. Ребенок вряд ли станет дружить только потому, что кто-то ему полезен. Двоечники, конечно, списывают у отличников, но специально строят из себя великих друзей единицы.
- Дети ищут в друзьях то, чего им самим в себе не хватает. Если ребенок связался с хулиганом, скорее всего, ему не достаёт уверенности. Происходит дополнение качеств друг друга. С возрастом формируется понимание собственного Я, поэтому дети реже подражают друг другу.
Посмотрите критично на методы воспитания, которые вы используете. Если ребенок тянется к “плохим” ребятам, то он невольно старается почерпнуть у них смелость и самостоятельность. Возможно, вы загоняете ребенка в слишком жесткие рамки, не давая ему развернуться и ощутить себя личностью. Ругая хулиганов, чтобы ребенок с ними не дружил, вы можете добиться обратного эффекта. Неизбежным этапом взросления является бунтарство, отсюда с вами могут не соглашаться и общаться назло.
Методы взаимодействия с ребенком
Друзей не выбирают просто так, всегда есть причина. Вам соседский мальчик кажется разгильдяем, но ваш сын упорно с ним общается. Всё потому, что видел, как тот героически спасал котенка с крыши двухэтажного дома.
Не всегда родители могут разглядеть те хорошие качества, которые видят дети. Старайтесь внимательнее относиться к рассказам ребенка, наладьте хорошие отношения с родителями друзей, со стороны наблюдайте за развитием дружбы, но не вмешивайтесь без лишней необходимости. Дружба и общение – основа развития, и задача родителя мягко направлять ребенка, дабы избежать негативных последствий.
Чрезвычайные ситуации, в которых есть место алкоголю, наркотикам или правонарушениям – особый случай. Здесь требуется максимально чётко обозначить границы.
Атмосфера взаимопонимания в семье станет хорошим подспорьем в процессах влияния. Когда ребенок охотно делится переживаниями и рассказывает о новых знакомствах, легче контролировать ситуацию. Если друзья вам кажутся не очень хорошими, не спешите с выводами. Задира может оказаться верным другом, а двоечник – успешным спортсменом. Пусть ребенок пригласит друга к себе домой. Это даст возможность познакомиться лично и сделать правильные выводы о человеке.
Приглядитесь, как они общаются между собой, есть ли элементы подражания. В случае выявления негативного влияния на вашего ребенка, когда, например, между ними неравные отношения и кто-то кому-то подчиняется, тактично с ним поговорите. Ненароком расскажите историю из личного опыта, пусть и вымышленную, о том, чего вы опасаетесь.
Ваша задача – дать ребенку информацию, предупредить его, оставив право выбора за ним. Старайтесь чаще рассуждать на тему взаимоотношений. Говорите о том, какой должна быть настоящая дружба. Так ребенку будет легче ориентироваться в той или иной ситуации.
Ералаш: Дурное влияние
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Мы в Дзен - присоединяйтесь!