Прививка хорошим вкусом: как с рождения развивать в ребенке чувство прекрасного

Когда маленький человек появляется на свет, часто все, что он видит на протяжении первых лет своей жизни (не считая дней в роддоме) — это стены родного дома и детскую площадку во дворе. Эти запахи, свет и цвета останутся в его памяти на всю жизнь. А вы задумывались, как влияет на развитие и мировосприятие ребенка то, что он видит вокруг себя?

Многие наверняка слышали: 85% информации о мире человек получает через глаза и только 15% из других источников. Кроме того, ученые считают, что период детства наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды: реальной или воображаемой. Получается, крайне важно, чтобы уже с самых ранних лет ребенок видел красоту вокруг себя, чтобы он учился с пеленок ее ценить и любить.

На что это влияет?

Когда малыш растет в окружении красоты во всем ее многообразии – от гармоничных цветов в интерьере до красивого вида из окна его комнаты, он, по мнению ученых, учится творчески решать задачи, находить взаимосвязи разных знаний и явлений в ее решении, у него формируется гибкий ум.

Дальше – больше. Как считает доктор педагогических наук, член—корреспондент Российской академии образования Любовь Григорьевна Савенкова, когда ребенок начинает рисовать, лепить, творить, это развивает у него пространство воображения: широту воображения, широту и разнообразие впечатлений, мыслей.

По мнению другого ученого — А.В. Бакушинского, крупнейшего отечественного теоретика эстетического воспитания, — детское творчество помогает ребенку по—новому воспринимать окружающую действительность, формирует умение организовывать среду, свой мир, создавать определенное настроение.

Многие, прочитав эти строки, согласно закивают: «Да, мы так и делаем! Я слушала классическую музыку, когда была беременная. А сейчас мои дети ходят на рисование». Безусловно, это очень важно. Но достаточно ли этого для полноценного развития ребенка? Все ли возможности используют родители для того, чтобы привить детям чувство прекрасного?

Суровая правда жизни

На практике, как показывают исследования, все не так просто. Уже известная вам Любовь Григорьевна Савенкова рассказывает в своей статье об эксперименте, проведенном среди учащихся 4–8 классов одной из средних школ города Москвы.

Исследователи решили посмотреть, принимают дети участие в процессе организации интерьера квартиры, учитывают ли взрослые их желания и потребности. Важный нюанс: все дети проживали в новых домах, а значит у них была возможность высказать свое мнение при оформлении интерьера. Ведь, как правило, каждый член семьи привносит в новую квартиру свое понимание об уюте, удобстве и красоте.

Детям предложили оформить свою комнату или ее часть так, как они считают нужным. Родителей попросили дать детям полную свободу и не помогать советами.

Для полноты картины исследователи также провели опрос в школах поблизости от домов участников. Результаты опроса выглядели обнадеживающими: почти у каждого ребенка была своя комната, почти 60% детей занимались в кружках изобразительным искусством. По словам участников опроса, они активно участвовали во всех вопросах по созданию интерьера комнат.

Что же оказалось на самом деле? Когда исследователи пришли в реальные квартиры, они увидели хорошо обставленные, дорогие интерьеры, в которых ребенку не было места. Все они как один состояли из большого кабинетного стола с двумя тумбами у окна, настольной лампы, книжной полки, карты на одной стене, ковра на другой, шкафа с одеждой и посудой, паласа. Иногда можно было встретить аквариум или картину на стене.

Обои в этих квартирах не отличались детским рисунком, не было специальной детской мебели, детских рисунков на стенах. Даже игрушки, в лучшем случае, были на верхней полке шкафа. Что уж говорить об условиях для ребенка заниматься лепкой, рисованием или наклеиванием аппликаций без страха что-то разбить или испачкать.

Вывод об участии ребенка в оформлении интерьера напрашивался сам собой. Родители решили, что для развития творческого начала достаточно ему выделить свою комнату и заплатить за кружок. Хотя, как говорят ученые, важно, чтобы ребенок с раннего возраста лично участвовал в оформлении жилого пространства, создании среды, чтобы его потребности учитывались. Ведь именно в этот период детства формируется вкус к цвету, развиваются цветовые предпочтения.  Не менее важно и то, как выглядит не только собственная комната ребенка, но и в каком архитектурном окружении он растет. Идеальная среда для воспитания чувства прекрасного – классическая архитектура. Так, отечественный исследователь Михаил Черноушек в работе «Психология жизненной среды», выразил мнение, что окружающая среда включает в себя кроме измеримых физических и химических величин еще и психологическую характеристику. Она выражается в том, какие отзывы, чувства вызывает у нас окружающая среда: ускоряет или подавляет наши действия.

Выдержанные классические формы и фасады зданий неизменно вызывают положительные эмоции наравне с классической музыкой или картинами. По словам архитектора Максима Атаянца, автора сочинских Олимпийских объектов и города-события Лайково — самого большого нового города в классическом стиле в мире, эстетическая составляющая и разнообразие пространства необходимы и городу, и людям. В безликих и неухоженных районах уровень уличной преступности выше, чем, в историческом центре города, который по определению эстетически более привлекателен. Поведение человека меняется в зависимости от того, в какой среде он находится.  В приятной, ухоженной обстановке любого рода разнузданность выглядит неуместно.

С чего начать уже сегодня

  • Выделите место в квартире, где ребенок сможет без страха проводить опыты, играть, ломать и строить, работать с красками, глиной, бумагой, сооружать постройки из всевозможного материала.

Важно, чтобы это место было не в кладовке или темном углу – для творчества нужно как можно больше естественного освещения. Замечено, что в светлом помещении у детей значительно повышается творческая деятельность и желание работать. Так что если вам повезло и в вашей квартире панорамные окна, организуйте детский уголок именно в этой части помещения. Ведь панорамные окна продлевают световой день в квартире на целый час в сутки, а солнечный свет, как известно, стимулирует мозговую деятельность и иммунную систему. Альтернативный вариант, который можно организовать в летний период — игровая зона на террасе (модный формат квартир в новостройках). Много света и свежего воздуха вдохновят ребенка на самые смелые идеи.

  • На террасе или в менее освещенном углу детской комнаты оборудуйте место, где ваш ребенок сможет прыгать, лазать, строить «домик» из коробок (вспомните себя в детстве), танцевать или просто двигаться под музыку. Хорошо, если в квартире высокие потолки. С одной стороны, это поможет родителю в обустройстве многоуровневого детского уголка. А с другой – будет способствовать умственному развитию ребенка. Ученые доказали, что пространство над головой может влиять на способность обрабатывать информацию. По словам профессора Университета Миннесоты Мейерс—Леви, человек, который находится в помещении с 3—метровыми потолками, думает более свободно и абстрактно. В то время как в комнате с потолками 2,5 метра человек скорее сосредоточится на специфике одного предмета или продукта. В свою очередь эксперты из Urban Group добавляют, что высокие потолки, увеличивая общий объем жилого пространства, положительно влияют на уровень качества воздуха. Так, в помещениях с потолками 3,6 метра общий объем воздуха на 45 процентов превышает показатели стандартной квартиры. За счет большего запаса кислорода в комнате выдерживается благоприятный микроклимат, ребенку легко дышится, а сил на творчество хватает до самого вечера.
  • Позволяйте ребенку петь в голос, слушать живую музыку, извлекать звуки из предметов, забивать что-то молотком. Конечно, звуковые эксперименты желательно делать в дневное время.
  • Выделяйте день, когда ребенок будет сам переставлять небольшие предметы мебели, драпировать ткани, в общем менять окружающее пространство. Это способствует обновлению чувств, оживлению реакций, учит ребенка самостоятельно организовывать среду вокруг себя. Не забудьте делать это в формате игры, что уже доставит ребенку больше удовольствие. А если привнести в этот процесс элементы творческой деятельности – переставлять предметы под музыку или с песнями – вашего малыша будет не остановить. Как и развитие его творческих способностей.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен - присоединяйтесь!

Поделиться с друзьями
Я Ваша Кроха
Добавить комментарий