Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.

детский сад или домашнее воспитание

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?

  • Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду. Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт.
  • Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом!
  • Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду. Оторванность от привычной обстановки и мамы — это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.
  • 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 – 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка.
  • Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог. А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи.
  • Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы. Ребенок сам система, цельный механизм.
  • Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.

Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:

  • находить способы общения с группой,
  • играть по правилам, конкурировать, договариваться,
  • учитывать мнение других,
  • подбирать друзей по интересам,
  • примерять социальные роли,
  • отстаивать свое мнение.

Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами.

Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.

Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе. Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.

дети в детском саду

Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах. Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей. Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.

Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они хорошие манипуляторы. Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.

Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.

Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?

Читаем также: Как молодой маме справиться с ребенком и домашними делами

В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.

Скучно. После 5 – 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.

Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива

  1. Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
  2. Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода. Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, адаптацию малышу все равно придется проходить.
  3. Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению. К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.
  4. Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. Гувернантка обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе. Вопрос социальной адаптации останется.
  5. Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость. Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.

Вы скажите:

— Во времена наших прабабушек и прадедушек ни садов, ни репетиторов, ни центров развития не было. Росли и воспитывались нормальные дети. — Да, но в то время жили большими семьями и воспитанием потомства занимались все общиной. Широкий круг общения, сплоченность семьи, авторитет старших имело первостепенное значение. Никто не задавался целью развивать гармоничную и разностороннюю личность. Предпочтение отдавалось физическому труду, т.е. обучению, о развитии личности и способностей ребенка не шло и речи.

Сейчас иное время и другие возможности. Выбор за вами, родители! Только вы лучше всех знаете своих малышей.

Читаем также:

Видео: Водить ли ребенка в садик

Что лучше детский сад или домашнее воспитание? Плюсы и минусы есть везде. Я расскажу почему и как сложилась жизнь без детского сада у меня, почему мои дети не в саду, про особенности ребенка без детского сада и быта мамы, которая на это пошла.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен - присоединяйтесь!

Поделиться с друзьями
Я Ваша Кроха
Добавить комментарий