Почему я больше не смотрю в таблицы развития ребенка

Если раньше я постоянно сверялась с таблицами развития ребенка, то сейчас я знаю - это не главное. Моя история о том, как я пришла к такому выводу и почему ребенок может развиваться не по графику из таблиц развития детей.

К двум месяцам ребенок должен уметь самостоятельно держать головку, в пять – переворачиваться, в шесть – сидеть, в семь – ползать. В год ребенок должен начать ходить и разговаривать. Но у нас всего этого не было. На первых порах я сильно переживала, но потом поняла главное: мой ребенок – не робот, он не должен расти и развиваться по таблицам и схемам с определенными стандартами. И я перестала постоянно следить за отклонениями от общепринятых норм.

Почему я больше не смотрю в таблицы развития ребенка

Грудное вскармливание или начало прикорма в 4 месяца

Наши проблемы начались в 4 месяца, когда на очередном осмотре педиатр отметила недобор в весе. Первые месяцы грудного вскармливания все было прекрасно: ребенок без проблем набирал положенные килограммы. Но потом что-то пошло не так, и в весе мы немного отстали от нормы. Врач предложила начать введение прикорма, к примеру, творога.

Но я не спешила прислушиваться к ее совету, а обратилась к специалисту по ГВ. Именно от нее я и узнала, что главное – не сколько ребенок набирает в месяц, а как он выглядит и как себя чувствует. Есть ли у него складочки на ручках и ножках, не западают ли щечки, не появились ли какие-нибудь признаки того, что ребенок голоден и недоедает, не капризничает ли он, нет ли признаков обессиливания, недоедания, ведёт ли себя малыш тревожно или абсолютно спокоен? После ее слов я успокоилась и перестала сравнивать вес своего сыночка с таблицами. Кстати, он у меня и сейчас высокий и худенький, и это совершенно нормально, просто такое телосложение.

“А мы в 6 месяцев уже стояли на ножках…”

Все мамы любят рассказывать о достижениях своих детей. Первые месяцы после родов я продолжала общаться в соцсетях с девочками из роддома. Наши детки появились на свет почти одновременно, с разницей буквально 1-2 дня. Казалось бы, и развиваться они должны были наравне. Но нет. Каждая мама рассказывала про своего ребенка невероятные истории, в которые я, молодая и неопытная, почему-то верила. Например, что ребенок в полгода может сам вставать на ножки. Мой же в этом возрасте только начинал делать первые безрезультативные попытки сесть. И я отправилась с ним к неврологу.

Врача мне рекомендовали хорошие знакомые, так что не доверять ему причин у меня не было. Он согласился с тем, что начинать держать головку в 3 месяца и не уметь садиться к 6 – это небольшое отклонение от нормы. Но, учитывая историю моей беременности и родов, в этом нет ничего страшного. “Ваш малыш совершенно здоров, просто у него свой график развития” – успокоил меня врач. Эта история научила меня согласно кивать и отвечать на любые, даже самые невероятные, рассказы об успехах других детей нашего возраста стандартным фразой “мой тоже”.

Не вытянешь ни слова

До года мой ребенок начал произносить отдельные слоги и некоторые простые слова, такие как “мама” и “папа”. Даже кличку нашей собаки он научился говорить практически сразу. А потом он неожиданно замолчал, слова не вытянешь. И мне пришлось снова обратиться с сыном к неврологу. На фоне всех переживаний я начинала тихо ненавидеть всех мам, которые постоянно хвастались умениями своих детей.

Врач назначил нам несколько анализов и ЭЭГ, по результатам которых сделал заключение: ребенок здоров, хоть в два с половиной года он и не разговаривает.

Следующим на очереди был психолог. Мы начали переживать, вдруг это наша вина в том, что сын неожиданно замолчал, может мы его чем-то напугали или как-то еще навредили хрупкой детской психике. Но и психолог не нашел у нашего ребенка никаких отклонений: он нормально на все реагирует, но на своем, понятном лишь ему, языке.

А потом мы обратились к логопеду и она нас немного успокоила: “Нет ничего страшного, что ребенок в вашем возрасте не говорит, до трех лет это нормально. Приходите позже”. Но это “позже” так и не настало: к трем годам наш сын заговорил сам.

Таблица – это лишь ориентир

Действительно, если каждый ребенок растет и развивается по-своему, то зачем нужны все эти таблицы развития по месяцам, нормы и умения? К чему расписывать стандарты веса и роста и составлять длинные списки умений и навыков детей по месяцам? Неужели только для того, чтобы заставить неопытных мамочек паниковать по любому поводу?

На самом деле, любая таблица – это лишь ориентир, главная цель которого – вовремя выявить явные нарушения и отклонения у ребенка, требующие медицинского вмешательства.

Хорошо, если в таблице указываются не конкретные цифры, а временной период. Например, с месяца до трех ребенок должен научиться самостоятельно держать головку, с месяца до двух – улыбаться, а с трех с половиной до шести – переворачиваться. С такой таблицей мама не станет переживать, что ее пятимесячный кроха не кувыркается по кроватке. У него в запасе есть еще немного времени, чтобы как следует отработать этот навык.

Помимо этого, таблицы развития помогают молодой маме понять, чем конкретно она должна заниматься с ребенком в определенный период. К примеру, в таблице указано, что к двум месяцам ребенок должен уметь следить за предметами, горизонтально движущимися перед ним. Мама берет погремушку и начинает водить ей перед глазами малыша. Ребенок практикует новое умение!

Конечно, мама может и сама решить, как именно развивать ребенка и в какие игры с ним играть. Но возрастные таблицы составлены опытными врачами и указывают время, когда у ребенка активизируется тот или иной участок мозга. И именно в этот период ребенок больше всего предрасположен к получению того или иного навыка. Так почему бы не воспользоваться этой подсказкой?

Если вы беспокоитесь о развитии ребенка и замечаете, что оно заметно отстает от графика – обратитесь к врачу. Главное, чтобы вы доверяли этому специалисту. Можно показать ребенка нескольким независимым врачам. Если проблема подтвердится – вам назначат обследование и лечение. Но, скорее всего, ваши переживания окажутся напрасными. Просто маме необходимо услышать мнение именно от авторитетного человека – тогда все страхи и тревоги проходят и мы, наконец, перестаем волноваться и начинаем принимать наших детей такими, какие они есть. И неважно, что они развиваются не по графику.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен - присоединяйтесь!

Поделиться с друзьями
Я Ваша Кроха
Добавить комментарий