Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

В жизни человека психологи выделяют восемь основных кризисных периода, три из которых проходят в детстве и юности. К ним относят период «укрепления корней», перехода от детства к взрослой жизни и поиска себя и своего места. Для каждого родителя важно понимать, что происходит с их ребенком в кризисные моменты. Поддержка близких людей поможет более спокойно и без негативных последствий пережить эти сложные этапы жизни детей и подростков.

кризисные периоды у детей

Кризисный период у детей от трех до семи лет – это «укрепление корней»

Этот трудный период в жизни ребенка назван так не случайно. Ведь от того, какими будут «корни» во многом зависит дальнейший рост «дерева жизни» и становление личности ребенка.

Период характеризуется формированием глобального отношения к окружающему миру. Малыш начинает понимать, что окружающая среда может быть или доброжелательной или враждебной. Основная задача родителей заключается в том, чтобы сформировать у детей ощущение полной безопасности и защищенности в семье. Такая позитивная обстановка обернется в дальнейшем доверительным отношением ребенка к окружающим, симпатией к самому себе, любознательностью и жаждой развития своих способностей. Такие дети взрослеют уверенными в себе, ощущая значимость собственных сил. Они оптимисты, инициативны и самостоятельны. Родители на этом этапе должны закладывать в сознание ребенка основной жизненный лозунг: «Если приложить усилия, то всегда можно достигнуть желаемой цели».

При неправильном поведении родителей ребенок может стать недоверчивым. Это может обернуться постоянными сомнениями в правильности поступков. Такие дети становятся безынициативными и апатичными. Они испытывают к себе жалость, а не симпатию. Они ощущают себя ущербными. С возрастом чувство вины растет, увеличивается и страх наказания за совершенные ошибки. Негативные самоощущения часто проявляются в агрессии по отношению к другим.

Для родителей главным является то, чтобы их ребенок чувствовал, что его любят и понимают. Это станет залогом нормального развития и становления личности.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/krizis-treh-let.html

Кризисный период в возрасте от десяти до шестнадцати лет – это этап понимания и оценки себя

Этот наиболее острый период подросткового становления связан с переходом от детства и юношества к взрослой ответственной жизни.

Подросток начинает оценивать свои силы в сравнении с достоинствами остальных людей. Для этого периода характерна обеспокоенность и постоянное сравнение. Подростки мучают себя вопросами: «Кто я?», «Какой?», «В чем мое основное отличие от остальных?», «Лучше я или хуже других?», «Хорошо ли я выгляжу?», «Какую оценку дают мне окружающие?», «Есть ли во мне индивидуальность?».

Основная задача, стоящая перед подростком, заключается в необходимости определения своего психологического статуса, своей независимости и своего собственного «Я». Подрастающие дети начинают понимать, что есть взрослый мир. Он огромен и имеет свои законы, нормы и правила, которые необходимо выполнять.

В этот сложный момент важным для подростков становится опыт, который они получают на улице. Их раздражают рекомендации родителей. Они считают эти советы лишними. Подростки уверены, что основной опыт, необходимый для взрослой жизни, они могут получить только среди сверстников.

Положительное прохождение этого кризисного периода еще больше укрепляет самооценку подрастающих детей и их веру в собственные силы. В случае, если кризис не разрешается правильно, на смену зависимости от родителей приходит зависимость от сверстников, которые сильнее и увереннее в себе. Такие подростки считают, что не стоит стараться или добиваться чего-либо. Они уверены, что все равно ничего не получится. Они безвольны, сомневаются в себе, завидуют чужим успехам, зависят от мнения и оценки окружающих людей. Эти качества сопровождают их во всей будущей жизни.

Кризисный период в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет – это время поиска и принятия себя, своих недостатков и достоинств

Третий кризисный период связан с поиском своего места в сложной окружающей среде. Молодой человек начинает осознавать, что окружающий мир гораздо многогранней, чем ему казалось до этого. К нему возвращается неудовлетворенность собой и страх за собственное несоответствие и бессилие. Он боится, что не сможет правильно найти себя и свое место в жизни.

Можно неудачно пройти этот кризисный период. Болезненные последствия могут быть разные. В будущем молодой человек, так и не найдя и не приняв себя, может выбрать авторитетный объект для подражания. Некоторые не признают никаких авторитетов, выбирая путь отрицания и постоянных протестов. Есть и такие молодые люди, которые начинают унижать других и за счет этого повышают собственную самооценку.

Правильное прохождение этого периода поможет принять себя со свои недостатками и достоинствами.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

Лекция Татьяны Лариной о детских кризисах

Как воспитать в детях уверенность в себе и своих силах?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен - присоединяйтесь!

Поделиться с друзьями
Я Ваша Кроха
Добавить комментарий

  1. Станислав

    Я считаю, что очень важно (помимо собственного примера) готовить детей к жизни и прохождению кризисных ситуаций в том числе с помощью правильно подобранной литературы. К сожалению, чтение сейчас не в фаворе, но именно в книгах для любых возрастов дети могут найти и перенять правильные модели поведения в различных ситуациях.