Детство каждого из нас неразрывно связано со сказками. Возможно, при мысли о сказках в вашей голове даже возникает образ той самой любимой книжки, появление которой в руках мамы вы так нетерпеливо ждали. С давних времен люди передавали свой жизненный опыт посредством сказок, и до сих пор мы пытаемся привить самые лучшие качества детям, используя волшебные истории. Каждый родитель относится к выбору сказки ответственно. Ведь малыша должна завлечь история, а ни в коем случае не напугать.
Тем не менее, малыши не всегда понимают мораль сказки, их чаще заинтересовывает сюжетная линия, волшебство и приключения. В таком случае на помощь приходят сказки персонализированные. Что это, и зачем они нужны, разберемся далее.
Отличия от обычных сказок
Персонализированная сказка отличается от обычной тем, что рассказ ведется о конкретном ребенке. Малыш сразу узнает себя в сказке, ведь главное действующее лицо имеет такие же качества, живет в таком же доме с мамой, папой, сестренкой и кошкой. В сказке участвуют друзья малыша и его близкие. В таких сказках может использоваться настоящее имя ребенка и родных ему людей, а может и вымышленное, но со всеми характеризующими жизнь чада качествами и ситуациями.
Персонализированные истории заменят вам длинные нравоучения, которых дети всячески пытаются избежать. Малышу нравиться чувствовать себя героем, защитником и победителем. Он всегда знает, что все будет хорошо, выход будет найден, а он останется на высоте.
Подобные сказки, придуманные известнейшим психологом Шалвой Амонашвили, появились еще в далеком 1982 году. Уже тогда ученый доказал, что с помощью сказок можно корректировать развитие, восприятие ребенка, участвовать в формировании его личности. А к чему, как ни к этому, стремятся добросовестные родители.
Когда читать?
Если рассматривать самый подходящий возраст для персонализированных сказок, это то время, когда ваш ребенок осознает себя, свои действия, их последствия, понимает разницу между «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». У каждого крохи этот момент наступает в разное время, поэтому вы сами определите, когда ваш малыш сможет правильно воспринимать волшебные истории с собственным участием.
[sc name=”rsa” ]
В зависимости от возраста выбираются и персонажи. Так, для малыша до 3-х лет героями историй помимо него самого могут стать игрушки, герои мультиков, животные. Ребята постарше около 5-ти лет с интересом будут слушать о феях, волшебниках, принцах, царевнах, богатырях. В младшем школьном возрасте сказки могут быть уже бытовыми, в форме притчи, волшебные истории также останутся популярными.
Время для чтения предпочтительно выбирать перед сном, когда ребенок может сосредоточить внимание на истории, а потом сделать свои выводы. В зависимости от темперамента малыша вы можете несколько сдвинуть время чтения, если ребенок очень бурно реагирует на сказки.
Терапия и психокоррекция
Персонализированные сказки можно использовать в качестве коррекции поведения ребенка, побороть его страхи и фобии. Вместо долгих воспитательных речей, малыш может послушать сказку, в которой герой, очень похожий на него самого, сталкивается с такой же проблемной ситуацией и с честью из нее выходит. Капризному малышу можно рассказать о том, к чему привели капризы ребенка из сказки, и как хорошо стало всем, когда он исправился. Стеснительного и замкнутого ребенка сделайте героем, рыцарем, пусть он победит зло, осознает силу и храбрость. Сказка может помочь малышу найти выход из ситуаций, в которых он сам не может разобраться в реальности.
Конечно, концовка сказки должна быть всегда хорошей, не оставляйте сказочного героя в одиночестве, с потерями, без друзей.
Существуют также сказки для диагностики, когда ребенка специалист просит сочинить сказку про себя, на ее основе выявляются проблемные качества малыша, его страхи, наклонности.
Сочиняем сказку
Даже если вы не обладаете талантом сочинительства, придумать персонализированную сказку не так сложно. Главное – придерживаться определенного «сказочного» плана.
Итак, начните со стандартного «жили-были», опишите персонажа (мы рассмотрели выше, какими они могут быть в соответствии с возрастом ребенка), место жительства, характер, привычки главных действующих лиц. Как они встретились.
Что случилось. Опишите ситуацию (выбирайте такую, которая волнует вас и малыша, свяжите ее с той чертой характера, которую хотите изменить в малыше).
Последствия. Придумайте результат действий героя и его друзей. Он может быть негативным, в случае с плохим поведением или отрицательными чертами персонажей.
Чем дело закончилось. Опишите, как герои справились с проблемой, ситуацией. Помните, что персонажи обязательно должны найти выход, прийти к логическому результату.
Вывод. Помогите малышу осознать мораль истории, мягко намекните, что герой сделал неправильно, а где поступил как следует.
Если у вас нет фантазии или просто времени на придумывание персонализированных сказок, воспользуйтесь предложениями сайтов, предлагающих такие услуги. Отдавайте предпочтение таким, где истории сочиняют люди с психологическим образованием, это поможет вам использовать волшебные истории с пользой для малыша.
На сегодняшний день существует возможность издания целой книги с персонализированными сказками, где даже на иллюстрациях будет ваш ребенок и члены семьи. Удовольствие это не из дешевых, но зато, сколько радости получит ваш малыш и вы сами.
На сайте http://www.chudo-skazki.com/ можно заказать целый сборник сказок о близком и понятном каждому малышу герое, и в роли героя будет именной ваш малыш!
Если же вы умеете работать в графических редакторах, то книгу сможете сделать сами по своему вкусу и в соответствии с вашими требованиями. Останется только ее распечатать.
Кто как не вы, родители, ответственны за ваше чадо, за то, как он воспримет этот мир, каким он будет в нем. Используйте любую возможность помочь в этом вашему малышу, тем более, если можно с удовольствием читать и слушать любимые сказки.