Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?
Оставляем ребенка без присмотра – когда?
Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.
Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.
Что говорят об этом законы РФ?
Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.
Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.
Проверка на самостоятельность
- Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
- Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
- Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
- Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
- Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать за домашним животным), с которыми он успешно справляется.
- Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
- Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
- Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
- Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
- Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.
Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.
Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:
- болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
- малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
- излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
- доверчив по отношению к чужим людям;
- боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.
Техника домашней безопасности
[sc:rsa ]
Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.
- Объясните самый важный принцип – в любой чрезвычайной ситуации (появился дым, отключилось электричество, сорвало кран, заливают соседи сверху) следует обращаться к взрослым. Даже если ребенок виновен в возникновении происшествия, его не станут ругать, а, наоборот, помогут.
- Убедитесь, что ребенок выучил назубок фамилии, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, их место работы, свой адрес проживания.
- Вбейте в память детского мобильника номера телефонов родственников, а также служб экстренного реагирования. Расскажите, как отвечать на вопросы оператора.
- Установите на ноутбук специальные программы (браузер или родительский контроль), которые защитят от вредоносных вирусов и нежелательного контента.
- Перед уходом закройте окна. В идеале они должны быть оборудованы особыми задвижками или специальными замками, открыть которые сможете только вы.
- Избавьте детей от соблазнов – спрячьте лекарства, спички, зажигалки, сигареты, бутылки с бытовой химией и алкоголем. Уберите хрупкие и колюще-режущие предметы, перекройте газ.
- Покажите, как включать и выключать компьютер, телевизор, микроволновую печь, предварительно убедившись в исправности проводки. Если ребенок еще не умеет пользоваться микроволновкой, оставьте продукты, которые не нуждаются в приготовлении (мюсли с молоком, йогурты, бутерброды с колбасой и сыром).
- Категорически нельзя открывать двери посторонним людям! Они могут представляться полицейскими, врачами, газовщиками и близкими знакомыми родителей. О каждом таком случае ребенок должен незамедлительно сообщать вам.
- Научите разговаривать с неизвестными по телефону: нельзя рассказывать, что он сейчас один, называть свой адрес и личную информацию. Стандартный ответ выглядит так: «Мама занята. Перезвоните, пожалуйста, в 16.00».
- Периодически звоните, чтобы убедиться в «целостности и сохранности» ребенка. Предупредите соседку, что он остался один и оставьте у нее запасной комплект ключей.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как обезопасить дом для ребенка
Как подготовить детей?
- Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
- Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
- Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
- Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
- Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
- Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
- Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.
Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Ребенок не отпускает маму от себя: что делать?
О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:
“Дискуссии TUT” детский психолог Анастасия Шепель:
Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Мы в Дзен - присоединяйтесь!
В первую очередь нужно исключить все возможные предметы, которые ему могут попасть в руки и закрыть данную комнату на замок. Игрушки врятли его надолго займут делом, поэтому я постоянно даю ему доступ к интернету, в котором он может провести сутки просто.
Познавательная статья, что-то новое узнал, как отцу интересно. Предстоит скоро такая ситуация, сын растет не по дням. Описаны интересные тесты на самостоятельность. Пробовал с сынулей, пока пятьдесят на пятьдесят. Но и ему пока в пять лет рановато.
Мы с женой оставляем нашего сына, которому пять лет, но только, когда спит и ненадолго, добежать до магазина не более. Дальше, когда возникнет такая необходимость, будем придумывать ему занятия, чтобы не скучал.